eduScrum — всемирно известная гибкая методика пришла в Россию.
В мире IT «Agile» уже много лет является основой для управления сложными проектами.На русский язык слово «Agile» можно перевести как «подвижный», «гибкий». Основные преимущества этого подхода:
- наглядность и гибкость в управлении,
- возможность быстро реагировать и адаптироваться в ситуации постоянно меняющихся потребностей клиента.
Scrum — это один из основных методов управления проектами на основе «Agile», а eduScrum — это методика проектной работы в школе, адаптированная с учетом особенностей учебного процесса.
C 2012 года мы работаем вместе, чтобы трансформировать методологию Scrum для образовательных целей в eduScrum. Мы — это Клаудиа Стройляхт, учитель химии в колледже Святой Урсулы в Хорне, Голландия, и Вилли Вейнандс — основатель eduScrum, учитель естественных наук в колледже Ашрам в Алфен-ан-ден-Рейн в Голландии.
Мы концентрируемся не только на предметном знании, но и на персональном развитии ученика и его работе в команде. Такое развитие играет важную роль в современном образовании, оно готовит молодых людей к их будущей работе в любой точке мира: eduScrum популярен в Германии, Польше, Мексике, Гватемале и Англии.
Этой весной мы получили приглашение от Натальи Гульчевской приехать в Москву. Наталья — основатель группы «Agile в образовании» в России. Она предложила нам провести мастер-класс и тренинг по eduScrum для группы учителей, и мы согласились. 30 учителей, коучей и директоров из разных регионов России (Казань, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Калининград и другие) приняли в нем участие.
Яндекс
Путешествие началось в понедельник, 13 августа.
Сразу после перелета, как только мы разместились в отеле, мы отправились в главный офис IT компании Яндекс. Компания Яндекс поддержала Наталью и организовала лекцию «Agile-трансформация образования через eduScrum», где мы провели открытый семинар.
Затем преподаватели из России поделились опытом использования программного обеспечения Яндекс Трекер в своей проектной работе в школе.
Лекцию посетили около 200 человек. Во время тура по офису Яндекс показал, что это современная компания, которая заботится о сотрудниках. В Яндексе созданы все условия для комфортной работы: от террас на крыше, шезлонгов, настольных игр, зеленых растений до светофора, который показывает загруженность дорог в Москве в режиме реального времени. Если светофор красный, значит в городе большие пробки — можете пока поиграть в настольные игры, а потом поедете домой.
eduScrum
Уже утром во вторник мы начали трехдневное обучение. Этот тренинг помогла организовать Высшая Школа Экономики. В самом начале участники тренинга вооружились приготовленными нами подарками — ручками и тетрадями — готовые к тому, что мы их сейчас научим. Но это не входило в наши планы, мы работаем по принципу «учись, делая». Всех участников необходимо было заставить покинуть зону комфорта, но сделать это было нелегко: мы столкнулись с культурным и языковым барьером, сложно было предсказать заранее как все пройдет. Но «Agile» подход предполагает гибкость, поэтому мы быстро перестроились и приступили к работе.
Перед тем как поиграть в игру, в которой каждый участник сможет представиться и рассказать о себе, мы сформулировали вопросы, с которыми пришли участники тренинга и записали их на стикерах. Эти вопросы мы разместили на доске в центре класса. В ходе тренинга можно было добавлять новые стикеры с вопросами. Эти вопросы объединили многих участников, так как большинство волновали одни и те же темы: стараясь помочь друг другу, участники тренинга сами отвечали на свои же вопросы.
А мы в конце тренинга с помощью этих стикеров проверили, смогли и мы ответить на все вопросы участников.
Мы убедились, что в России учителя тоже хотят уходить от пассивного обучения, чтобы на смену ему приходило обучение, которое имеет значение для учеников, и имеет связь с внешним миром и его потребностями. С теми же проблемами сталкиваемся и мы в Голландии. Здесь тоже строгие правила, сложная система управления, родители, которые часто хотят, чтобы их детей учили традиционными методами.
Обмен мнениями, проблемами и обсуждение способов их решения объединил нас, и работа закипела.
Начался совместный поиск ответов на вопрос «Как же сформировать значимое для ученика обучение?» — эта задача была не из простых.
В первый день тренинга учителя были в основном заинтересованы в том, чтобы разобраться что такое «Agile» и понять основные принципы eduScrum. Было здорово наблюдать за путаницей и хаосом в голове каждого участника.
В следующие два дня участники тренинга начали работать над св
оими проектами, используя информацию, полученную в первый день. Работа шла в группах и индивидуально. Применяя eduScrum на практике, участники смогли сразу понять принципы работы и глубже проникнуть в его философию. Особое внимание уделялось тому, как можно оценивать работу в команде, и тому, как проследить индивидуальную траекторию развития ученика или группы.
Во время постоянных обсуждений и взаимодействия у участников была возможность проанализировать и применить знания и опыт, которым они делились в группе. Непонимание и хаос медленно отступали, на смену им приходили ясность и понимание.
Все эти три дня мы страстно работали над новыми формами образования для России. А в последний день путешествия нам удалось прогуляться по Москве.
Мы прокатились по самым красивым станциям метро и завершили день прогулкой по городу с экскурсоводом, которая показала нам те места, в которые может попасть не каждый турист.
Пришло время прощаться с группой, с которой мы работали вместе с огромной отдачей, мы делились опытом и знаниями, чтобы создать лучшее образование для русских детей. Теплые слова благодарности участников группы, растрогали меня так, что я не смогла удержать слез. Большая честь была работать с этой группой, мы тоже многому научились у них!
Автор: Клаудиа Стройляхт, перевод: Ирина Уражанова.