Истории как части проекта в eduScrum

После тренинга самым большим и сложным вопросом оказались “Истории”: что это, зачем они нужны и как их правильно формулировать? Тема действительно непростая, пользовательским историям посвящено много статей и даже книг, ведь именно правильное и точное формулирование историй помогает достичь цели проекта с максимальной эффективностью. Давайте разберемся подробнее.

Пользовательские истории

Истории пришли из гибких методологий разработки, в которых они называются Пользовательские истории (User Stories). Это способ формулирования требований к проекту с точки зрения заказчика, который помогает в короткой форме без сложной документации обозначить пользу, которую проект должен приносить заказчику и способ ее достижения.

Представим себе, что мы разрабатываем интернет-магазин. Для кого мы его делаем, кто будущие пользователи нашего магазина? Конечно, покупатели! Но все ли это? Нет, ведь это еще и владелец магазина, и системные администраторы, и менеджеры интернет-магазина, и SEO-специалист, и интернет-маркетолог. И каждому пользователю от сайта нужно что-то своё!

Покупателю — удобный интерфейс, понятное устройство каталога и простой доступ к оформлению заказа. Владельцу нужна прибыль; системному администратору — система управления “под капотом” сайта; менеджерам — удобная и прозрачная система обработки заказов; маркетологу — возможность делать скидочные акции итд..

 

И чтобы учесть все требования, а затем реализовать их в порядке приоритета относительно ценностей бизнеса, команда проекта формулирует пользовательские истории от лица пользователя в такой формулировке:

Как Пользователь (As…) — чья история

Я хочу (I want…) — что нужно от проекта

Для того, чтобы (So that..) — какая ценность будет достигаться этим действием.

Зачем нужно так? Мы разрабатываем проекты в первую очередь для тех, кто будет его пользователем. Значит, нам нужно опираться на интересы и ценности нашей аудитории, это и есть главная цель проекта.

 

Например:

  • Как Покупатель
  • Я хочу каталог товаров с картинками
  • Для того, чтобы я смог оценить внешний вид товара и принять решение о покупке.

Теперь мы, как разработчики, знаем что нужно клиенту и зачем, и можем реализовать это правильно.

Вернемся к eduScrum

В нем тоже есть истории, но они отличаются от «взрослого» Scrum, так как в образовательном проекте нет продукта и разных пользователей, а есть команда учеников и учитель.
И все же, истории важны и тут! Они помогают правильно выделять основные направления работы над проектом, его глобальные части и определять критерии готовности этих частей. По сути, истории учат правильному целеполаганию.

В начале у команды учеников есть только один целый большой проект, его название, описание и ожидаемый результат.

Например, проект, который готовят ученики Вилли Вейнандса, автора методики eduScrum:
Спланировать и приготовить ужин в соответствии с рекомендациями по здоровому питанию.

 

Но для того, чтобы понимать что же делать, с чего начинать, как двигаться и как разделять шаги, нужно проект превратить в задачи. Как говорится, нельзя съесть слона целиком, его можно съесть по кусочкам. Только вот как их отщипывать?

В идеальном мире этот процесс выглядел бы так.

Берем идеального менеджера проекта, который умеет разделять проект на правильные части, делить части на задачи, определять по каждой задаче критерий ее выполнения, точно оценивать сроки и расписывать шаги от и до. Все, что останется команде — последовать готовому плану и в предписанный срок завершить проект.

Но, во-первых, правильно планировать и делить проект на части могут лишь единицы, а во-вторых, нам нужно, чтобы команда учеников сама научилась определять части проекта и выделять из них задачи. Нужен другой способ.

И вот мы обращаемся к историям.

Сначала вся команда садится и «штурмит» все собственные истории, от каждого участника.

  • Я, как ученик Саша
  • Хочу, чтобы мы изучили влияние витаминов на организм
  • Для того, чтобы спланировать сбалансированное меню

 

  • Я, как ученик Света
  • Хочу, чтобы меню ужина было цветным
  • Для того, чтобы привлекать больше внимания и получить лучшую оценку

 

  • Я, как ученик Витя
  • Хочу, чтобы мы разбирались в сбалансированном питании
  • Для того, чтобы быть здоровым человеком

Затем истории участников команды объединяются в отдельные «кластеры», из которых команда создает уже командные истории, выделяет их критерии готовности и затем уже дробит истории на задачи.

К примеру, одна из больших историй проекта «Приготовление здорового ужина» под названием «Теория» може быть сформулирована так:

  • Мы, как команда «Игроки»
  • Хотим изучить теорию здорового питания
  • Для того чтобы приготовить подходящий ужин и узнать самим о здоровом питании в жизни

Казалось бы, двойная работа – зачем сначала собирать маленькие истории в одну большую, чтобы затем снова разделить ее на отдельные задачи?

На самом деле таким образом можно достичь сразу многих целей:

  1. Когда участники объединяют свои истории в группы, они учатся видеть глобальные части проекта, те самые «камни», из которых состоит их гора-проект. В будущем им будет проще разделять другие проекты на отдельные части.
  2. После объединения в большие истории им удобно присваивать критерии готовности, чтобы понимать, что цель достигнута.
  3. Когда участники выделили и сформулировали большие истории, может оказаться что написанных ими раньше маленьких историй недостаточно для реализации большой истории, и нужно добавить еще.
  4. Когда каждый участник команды видит, как его личная история и личная цель реализуется в общей командной истории, он ощущает большую вовлеченность в работу и чувствует себя соучастником общего процесса, который влияет на проект и развивается во время работы над проектом.

Задача учителя помочь команде в начале работы над проектом и дать ей максимально понятное описание проекта, чтобы в нем сразу были заложены основные части-истории и критерии их выполнения. Вот как может выглядеть описание проекта для начинающих команд:

«Ваша задача приготовить ужин из 3-х блюд (критерий – 3 блюда), который соответствует принципам здорового питания по данным ВОЗ (критерий — принципы соответствуют ВОЗ), в меню входят указания аллергенов и КБЖУ каждого блюда (критерий – специально отмечены блюда с пищевыми аллергенами, в меню есть данные по КБЖУ блюд)» и так далее. Какие истории мы видим в этом кусочке проекта? «Приготовление ужина» и «Составление меню».

Таким образом можно научиться эффективно формулировать цели своей работы не только в команде, но и лично для себя. Это будет хорошей тренировкой, чтобы объяснять ученикам, как же правильно писать истории, чтобы успешно достичь цели. Итак…

  • Как Автор статьи
  • Я хочу написать понятное объяснение работы над «Историями»
  • Для того, чтобы ее читатели смогли писать Истории в своей работе и в жизни для эффективного достижения своих целей.