Как eduScrum развивает гибкое мышление на всех этапах работы.

eduScrum – это методика организации работы над проектом, которая содержит определенные мероприятия на определенных этапах. Казалось бы, что может быть проще? Посадил всех командами, дал задачу в работу – и поехали! Что там такого хитрого, что на базовый тренинг нам едва хватает двух дней, да и после него мы призываем внедрять все постепенно, не спеша, отдельными элементами?

Вся загвоздка в аджайл-мышлении. Оно — залог успешной работы в любой гибкой методике, и без него ваши команды «не взлетят», а будут безынициативно работать унылыми группами.

Так как же это мышление развивать и как оно устроено? И тут мы, как фокусники из шляпы достаем уже знакомого вам кролика — eduScrum!  Эта методика организована таким чудесным образом, что просто следование всем ее шагам уже закладывает основу гибкого мышления. И мы попадаем в прекрасный замкнутый круг:  методика развивает мышление, а мышление поддерживает еще более эффективную работу по методике, все тот же цикл непрерывного улучшения, он в основе всего!

Не случайно в руководстве по eduScrum написано: «Каждый элемент концепции служит определенной цели и является неотъемлемым условием успешной реализации eduScrum»

Это вовсе не потому, что тайные адепты eduScrum требуют неукоснительно и бездумно следовать всем канонам. Просто, чем больше погружаешься в детали методики, тем больше понимаешь, что в ней действительно нет ничего лишнего, и каждое мероприятие направлено на очень конкретные результаты. Давайте разберемся подробнее.

Примером и основой нашего исследования станет пирамида Ленсиони, потому что именно она вызывает большое количество вопросов «как же это реализовать?» во время тренинга.

По версии Патрика Ленсиони, пирамида отражает основные составляющие успеха команд, и без любой из этих частей достичь коллективного результата эффективным образом очень сложно, да и целостность команды может быть под угрозой.

 

 

В основе лежит доверие.

Доверие участников команд и учителя в eduScrum развивается и закрепляется с помощью:

  • Установления правил работы и критериев радости для формирования пространства взаимного уважения и открытости: Definition of Doing и Definition of Fun;
  • Командообразующих игр, раскрывающих и развивающих качества и навыки участников;
  • Промежуточных и финальных ретроспектив для свободного обсуждения взаимодействия и личностного роста, получения обратной связи от всех участников процесса;
  • И, наконец, сам eduScrum по сути есть выражение доверия: передавая ответственность за обучение ученикам, учитель не просто говорит, но и показывает, что он доверяет им и верит, что они способны сами справиться с работой наилучшим образом.
    автор: Татьяна Русских, гимназия "Корифей", Екатеринбург

     

      

Когда участники команды чувствуют ценность доверия друг другу, они могут строить эффективную коммуникацию.

Для обучения коммуникации в eduScrum есть:

  • Внутренние правила работы над проектом для каждой команды, среди которых и договоренности участников о способах взаимодействия;
  • Планирование в начале работы над проектом;
  • Встречи-летучки в начале каждого урока, на которых команда обсуждает работы на сегодня;
  • Способ вынесения решений по принципу «один-все», когда каждый участник может высказать свое мнение и быть услышанным в равноправной обстановке;
  • Скрам-доска как способ прозрачной коммуникации не только внутри команды, но и между командами, а также с учителем.
  • Ретроспективы с вопросом «Что нам нужно изменить, чтобы в следующий раз работать лучше друг с другом?»
автор: Ирина Анянова, школа №95, Нижний Тагил

 

В обстановке доверия и налаженной эффективной коммуникации команды принимают решения, за которые они несут ответственность.

Инструменты для формирования ответственности в eduScrum это:

  • Разделение проекта во время планирования в виде «Историй», когда каждый участник пишет истории от себя, и затем все вместе на основе личных историй пишут истории от команды. Такой способ помогает увидеть свое участие и цель в каждой общей задаче, и так же принять на себя обязательства по ее выполнению;
  • Сам процесс самостоятельного поиска и обучения, на котором базируется eduScrum, требует большой ответственности;
  • Критерии успеха историй, в которых участие каждого определяет достижение результата.
автор: Ирина Анянова, школа №95, Нижний Тагил

 

Доверяя друг другу и чувствуя ответственность за общий результат, ученики становятся требовательными к себе и членам команды.

Требовательность в eduScrum проявляется в:

  • Внутренних правилах работы, которые можно корректировать и дополнять, если команды видят, что это необходимо для успешного достижения результата;
  • Разделе «Препятствия» на командных досках, в который команда выносит все сложности, затрудняющие работу, на которые важно обратить внимание;
  • Необходимости решать вопросы в первую очередь внутри команды, и уже потом с учителем, правило «спроси сначала у команды»;
  • Внутрикомандном обучении и помощи тем участникам, кто замедляет перемещение задач в «Готово»;
  • Финальных демонстрациях, на которых оценка за проект выносится общим согласованным решением всех команд;
  • Ретроспективах с оцениванием личного вклада каждого в работу – все участники команд получают прозрачную обратную связь от своей команды, и пожелания к изменениям для достижения лучшего результата
автор: Аксенова Татьяна. Калмыцкий государственный университет

 

И в итоге получается коллективный результат — законченный проект, со-владельцами которого являются и команды, и учитель, и каждый ученик по отдельности.

Оценка результата состоит из комбинации знаний, приобретенных каждым учеником, проектной работы каждой команды и вклада каждого участника в командную работу.

автор: Ирина Анянова, школа №95, Нижний Тагил

 

Понятно, что в таких условиях работы роль учителя меняется, но как именно? – ответом на этот вопрос в следующей статье поделится коуч и тренер по eduScrum Анастасия Борисова.