Метафорические карты как инструмент развития команды

Автор: Анастасия Борисова

В индивидуальной психологической работе метафорические или проективные карты давно заняли свое место. Учителю/родителю не нужно, да и нет возможности в рамках урока или классного часа, заниматься психодиагностикой, глубоким погружением в травмы и страхи. При этом ресурс картинок мы можем успешно использовать при работе с группой, в том числе встраивая их в этапы реализации технологии eduScrum.

 

 

Очень приятно, здравствуйте, Царь.

Практически не один наш тренинг с педагогами не обходится без знакомства внутри команды. При этом не так важно, проходит обучение внутри одного коллектива, или участники видят друг друга впервые. Даже если люди учатся или работают вместе, в новом формате взаимодействия им с большой вероятностью предстоит столкнуться с незнакомыми гранями друг друга. Аккуратное приглашение поделиться ответом на вопрос через ассоциации с рисунком помогает налаживать доверительные отношения, раскрываться, дает возможность самым застенчивым и молчаливым высказаться, удерживая при этом самых активных и говорливых от перетягивания внимания группы на себя.

Одна и та же карта натолкнет на разные мысли в зависимости от вопроса, который ее сопровождает. О чем можно спрашивать на этапе знакомства, предлагая каждому выбрать карту?

- Какая картинка поможет тебе рассказать что-то важное о тебе? (для детей особенно удачны карты с изображениями животных)

- Если бы вместо имени, документов, адреса, увлечений у тебя могла быть только 1 картинка (можно больше), чтобы рассказать о себе людям, какую бы ты выбрал?

- Какая картинка в наибольшей степени отражает, как ты себя чувствуешь сейчас?

- Какая картинка передает твое настроение?

Такое упражнение можно сделать в одном большом кругу, чтобы каждый услышал каждого, в малых группах или парах. Все зависит от текущей задачи.

Важно давать возможность выбирать карты в открытую и просить пояснять, почему был сделан тот или иной выбор. Ребенка может привлечь сочетание цветов или бабочка на заднем плане, и, тем не менее, даже они являются отражением настроения и состояния, нужно только помочь этому оформиться в слова, проявить уважение к выбору и использовать полученную информацию для последующей работы с командой, например: «Помнишь, ты в начале сказала, что тебе симпатичен олененок. Он милый, но пока очень слабый, и хорошо бы вот здесь слева была его мама, которая поддержит и защитит. Каким образом ты чувствуешь/хотела бы почувствовать поддержку от своей команды или от меня? Как с этим сейчас?»

 

 

Один за всех и все за одного!

Такой девиз мог бы быть у идеально сработавшейся команды, где каждый ценит вклад другого и работает на общую цель. Карты могут стать помощниками в создании фундамента таких отношений.

- Какая карта/карты в наибольшей степени отражает/ют твое представление об идеальной команде?

- Из каких карт можно собрать идеальный образ партнера по команде?

- Каковы твои сильные стороны как командного игрока?

- Каков может быть твой вклад в работу команды?

- Какую роль ты хочешь/готов играть в команде?

- О чем важно помнить, чтобы вы смогли получать удовольствие от совместной работы?

Ответы на эти вопросы и последующее их обсуждение помогут перевести фокус внимания с индивидуальной работы, привычной большинству, на командное взаимодействие, начать вырабатывать внутренние правила («Как нам нравится работать» DoF, «Как нам эффективно работать» DoD), поговорить о личной ответственности за результат и пр. Каждую из этих тем можно развить до полноценной сессии, а можно ограничиться короткими ответами с пояснениями. Даже в этом случае участники диалога получают больше, чем если бы сразу после формирования команды бросились выполнять задания.

 

Упражнение-игра «групповая сказка» способствует как сплочению команды, так и развитию умения слушать партнера. Для проведения игры потребуется раздать каждому участнику по 1 карте и предложить кому-то начать сочинять историю, опираясь на иллюстрацию, а каждому следующему выкладывать свою карту и продолжать начатый соседом сюжет, дополняя образами со своей картинки. Короткое обсуждение того, чему ребята научились за время игры, что им помогало достраивать историю, что было важно учитывать, чтобы она оставалась цельной и пр. обогатит команду не только совместным опытом творчества и веселья, но и более глубоким пониманием основ совместной работы.

 

Я про одно и то же два раза думать не умею!                                     

Так говорила обезьянка из мультфильма «38 попугаев», однако для эффективного обучения нам часто приходится думать не единожды о своих стратегиях поиска и обработки информации, о качестве командного взаимодействия, об организации времени, планировании задач и взаимоотношениях друг с другом. Умение оценить свою и командную работу и сделать выводы уже никак нельзя отнести к формальным требованиям стандартов. Карты откроют дополнительные возможности классической ретроспективы как в ее экспресс, так и в развернутом варианте.

Детям можно предложить ответить на такие вопросы в завершении урока, спринта или всего проекта.

- В чем основные сложности в работе? (одна карта) Как мы хотим, чтобы было? (вторая карта) Что для этого нужно сделать? (третья карта)

- Какая бы карта могла стать подарком твоему партнеру слева?

- Какая карта в наибольшей степени характеризует твоего партнера справа? В чем его сильная сторона? На что тебе хотелось бы обратить его внимание?

- С каким настроением заканчиваешь работу сегодня?

- Как ты себя проявил на этом этапе работы? Что тебе в себе понравилось?

 

Лучше день потерять, а потом за час долететь

Проективные карты могут стать основой для игр, направленных на развитие навыков целеполагания, принятия решений (в том числе совместных) и поиска творческих подходов к решению сложных задач, помогать в запуске мозговых штурмов и дискуссий.  В процессе работы над учебным проектом по eduScrum не всегда найдется время на такие формы взаимодействий, однако их можно практиковать до запуска первых проектов и параллельно текущим, создавая привычку к рефлексии, без которой не обойтись, если команда хочет развиваться. Это касается и взрослых команд, например, педагогических коллективов и даже родителей класса.

 

 

Дополнение командной работы картами не является необходимым, но помогает сделать совместную работу разнообразной и внести в нее дополнительный игровой элемент, учит членов группы оказывать поддержку друг другу, позволяет выявлять и обсуждать общие проблемы, дает возможность увидеть результаты своих действий и их влияние на партнеров по команде, позволяет знакомиться с непривычными ролями, вырабатывать совместные решения и ближе знакомиться с собой.

 

На фото использованы карты из колод «Диксит», «Я и все-все-все», метафорических карт Международного Эриксоновского Университета Коучинга.