Нет времени объяснять — внедряйте!

Как начать использовать eduScrum на занятиях шаг за шагом?

Итак, друзья, за три дня долгого и интенсивного тренинга мы узнали все аспекты методики eduScrum — многогранной, простой в понимании, но не простой в применении. Возможно, потребуется не один год, чтобы перестроить всю работу над проектами с применением всех принципов методики.

Как же начать внедрять eduScrum на уроках, чтобы постепенно, шаг за шагом двигаться к цели? С каких практик стоит начинать, а с какими лучше не спешить?

 

Для начала, вспомним кратко основные этапы работы по eduScrum и для чего они нужны.

  • Критерии “веселья” или “Что нас радует?”
    Основой успешной работы команд и возможности построения эффективной реализации проектов является доверие. Только если ученики понимают, что их мнение важно, они готовы сотрудничать. Только если есть широкие, но прочные рамки процесса работы в классе, внутри этих рамок возможно свободное взаимодействие. Поэтому учитель и ученики “на берегу” до начала проектов договариваются об общих правилах работы. Мы за то, чтобы было весело всем, но при этом, чтобы соблюдались правила от учителя и учитывались цели обучения.

 

  • Командообразование: разбиение на команды и выбор названия
    Чтобы стать “совладельцами” своего процесса образования, ученикам нужно почувствовать себя командой. Мы выбираем команды по принципу смешанных навыков в команде, совместно придумываем название и понимаем, “зачем мы”.

 

  • Подготовка карты проекта
    Карта проекта — это будущая скрам-доска проекта. На ней происходит вся работа от названия команды и до полной готовности всех задач. Неотъемлемая важная часть при работе над проектом, обеспечивает прозрачность процесса и максимальную вовлеченность.

 

  • Критерии “работы” или “Как мы работаем?”
    Чтобы работа над проектом не вызывала вопросов о взаимодействии или способах связи, стоит договориться заранее как всем участникам команды работать друг с другом лучше всего.

 

  • Разбиение проекта на истории
    Проект — это огромная глыба, которую невозможно сдвинуть целиком. Поэтому первая задача в начале работы — научиться разбивать эту глыбу на отдельные мелкие камни и камешки, с которыми легко справиться.

 

  • Определение критериев готовности или “Когда мы будем праздновать?”
    Если мы не знаем, куда мы идем, то как мы поймем, что пришли? Участникам команды необходимо понимать, что они достигли цели в каждой задаче, значит, нужно иметь четкие критерии готовности работы.

 

  • Разбиение историй на задачи и оценка сложности
    Камни проекта все еще слишком крупные, чтобы справиться с ними за короткий срок. Давайте превратим их в задачи такого размера, что один человек может справиться с задачей за небольшой отрезок времени, тогда можно распределить задачи между собой.

 

  • Работа над проектом: учитель, команда, обзоры
    Когда все готово, начинается работа. Выполнение задач, обучение и проверки, все то, без чего мы не дойдем до цели. И мы шаг за шагом, стикер за стикером, начинаем движение вперед.

 

  • Конец работы. Ретроспектива
    Оценка своего вклада в команду, личного роста и изменений в работе команды очень важны для создания атмосферы доверия и открытого общения, а также понимания и собственного прогресса, и возможностей дальнейшего роста. Проект готов, а каких вершин достиг ты и твоя команда?

Наша задача, как преподавателей, помочь ученикам освоить новую систему и показать, что работа по методике интереснее, веселее и эффективнее, чем при классическом подходе. Исходя из этого, мы и будем выбирать “первые шаги”.

 

Вот несколько вариантов, с которых можно начинать для подготовки работы в eduScrum:

Начнем с себя!

Невозможно привить agile-мышление, если сам не проникся этим подходом. Поэтому, пока не начали работу с учениками, давайте попробуем поработать сами, в коллективе учителей по методике eduScrum, например, над планированием этого учебного года?

 

Начнем с команд!

Дети привыкли работать “каждый сам за себя” и еще не понимают силу команды. Начните с работы в командах — пусть у вас не будет проекта, но общее взаимодействие, привычка думать “на всех” и взаимовыручка станут первым шагом в нужную сторону.

 

Главное — чтобы было весело!

Установить правила работы, а точнее “Условия для радости” можно даже без работы над проектом. В любом процессе важно взаимоуважение и соблюдение интересов сторон, так почему бы не начать так работать прямо сейчас?

 

Ретроспектива как способ разобраться

Умение оценивать свои навыки, посмотреть на себя глазами других и почувствовать свой личный прогресс пригодятся в любой работе. С какой машиной, или зверем, или словом я ассоциируюсь и почему? А как я себя чувствовал на этом уроке? Что я думаю по поводу своих сильных качеств? Ретроспективные игры могут стать отличной подготовкой к работе в командах с кросс-функциональными навыками.

 

Готовый проект

И, наконец, первый шаг к работе над проектом, который потребует значительной подготовки учителя — это готовый проект. Разбейтесь на команды и придумайте название, дайте ученикам не только проект, но и истории, критерии готовности и отдельные задачи — пусть старт проекта будет максимально простым. Ученикам по-прежнему остается над чем поработать, сами задачи, но они сразу окунутся в методику и оценят силу итераций. К тому же, такой способ существенно сократит время длительности проекта и хорошо подходит, если у вас мало уроков на проект.

 

Многие из вас уже запланировали и начали работу по eduScrum после тренинга Вилли. Поделитесь, с чего вы начали и как планируете продолжать?