Сергей Афонин. Применение SCRUM в учебной деятельности

with Комментариев нет

Автор

Сергей Афонин

фейсбук

http://sergeyafonin.ru/

Рассматривая возможности Scrum в образовании, я постепенно пришел к идее, что процесс обучения в этом случае можно рассматривать как проект. Ученики ставят себе цель завершить учебный год с определенными результатами. И начинают движение к ней, разбив путь на спринты - от 2 недель (по 4 урока в неделю) до 4 недель (1-2 урока в неделю).

Экспериментировать начал с профильной группой 11 класса - 5 учеников. Работают они двумя группами - 2 и 3 человека. Им необходимо было изучить тему "Информационные системы. Базы данных" и создать свою базу данных по выбранной теме: одна группа выбрала - "Гостиница", другая - "Зоопарк". 

Учебная работа у меня проходит в Google Classroom. Там я выложил план темы, тесты и практические работы, а также ссылки на дополнительные материалы.

В ходе этой темы я хотел выяснить возможности Скрама в изучении учебного материала и в проектной работе, а также понять для себя суть технологии.

Формирование бэклога

Сначала я разобрал с ребятами суть Agile и Scrum: где и когда они возникли, их принципы, основные понятия. Потом мы обсудили примерный план прохождения темы (http://sergeyafonin.ru/tema-bazy-dannyx-v-modeli-perevernutyj-klass-po-metodologii-scrum/). После этого я им показал Trello и мы приступили к формированию бэклога темы. Не судите строго - это первая работа с бэклогом и с Trello 🙂

Здесь я совершил первую ошибку - дал задание детям сформировать бэклог. Учебные задачи одна группа внесла, другая нет. Пользовательские истории вторая группа сформулировала прилично (для первого раза даже хорошо), а первая - можно сказать ужасно. И когда подошло время создавать базу данных по этим историям, стало ясно, что они совершенно ни на что не годятся. 

Если бы задачей было провести учебный проект во внеурочное время, то этот опыт можно было бы считать полезным. Но в ходе учебных занятий таких провалов лучше избегать. Мне пришлось добавить целую неделю (еще один спринт) к теме, дать им четкие задачи по базе данных, чтобы они выполнили итоговую работу.

Итак, первое и важное правило:
Бэклог темы формирует учитель, выполняя роль владельца продукта. В него вносятся все учебные задачи - чтение учебника, просмотр видео, решение задач, выполнение практических работ и т.д., и также пользовательские истории по продукту, если он создается в ходе работы над темой.

Спринты

Первый спринт мы начали с совместного рассмотрения темы: пролистали учебник, изучили список практических работ, тестов. Дети выбрали темы для проектной работы. И приступили к созданию бэклога, чего делать нельзя (как теперь я понимаю).

По хорошему, учебные задачи уже должны были быть в бэклоге, а пользовательские истории по выбранным темам я мог бы сформулировать к следующему спринту, все равно приступить к выплнению проектной части дети смогут только наработав теоретический и практический материал темы.

Далее каждый спринт начинался с планирования. Дети отбирали учебные задачи на предстоящий спринт и пользовательские истории, которые они могут реализовать, используя отработанный материал.

Здесь возможен и другой вариант: дети могут выбрать пользовательские истории для реализации в предстоящем спринте, а под них определиться с материалом, который надо выучить и отработать. 

Вторая пара уроков в спринте начиналась с 5-минутного совещания в группах - Daily Scrum, где обобщалась информация о проделанной работе дома и определялась работа на предстоящие уроки. Каждый ученик отвечал на 3 вопроса:
- Что я делал к этому уроку?
- Что я буду делать сегодня?
- Что мне мешает работать?
Мешать может все, что угодно: и непонятный момент в параграфе, не получилось решить задачу, плохое настроение сегодня, не успеваю работать в таком темпе и т.д. и т.п. Задача Скрам-мастера разрешить возникающие проблемы - это его главная задача.

Последние 15 минут проводилось ретроспективное совещание, на котором демонстрировались базы данных, дети рассказывали, что за неделю прибавилось, улучшилось. Также проводилась рефлексия по-поводу работы группы и каждого ученика в группе. Каждая группа отвечала на три вопроса:
- Что сделали?
- Как работала группа?
- Что мы можем сделать, чтобы работать лучше?

Роли

Как я уже писал, учитель выполняет роль Владельца продукта, т.к. он видит всю предстоящую работу целиком, понимает все предстоящие задачи. Учитель формирует бэклог, состоящий из учебных задач и пользовательских историй по проектной работе.

Scrum-мастер. На первых порах, когда технология только внедряется, эту роль также играет учитель. Но со временем, когда дети поймут и примут принципы Скрама, можно выделить в группе ученика, который "болеет" за группу, контактирует с учителем. Этот ученик великолепно справится с ролью Скрам-мастера, высвободив учителю время, которое можно потратить на анализ работы групп и отдельных учеников.

Итоги

В ходе первого спринта мы начали разбираться в сути Скрама. По проектной работе - дети создали структуру баз данных в тетради.
Во втором спринте были созданы и заполнены таблицы; разобрали суть совещаний - для чего и как они проводятся.
Далее в базах данных создавались формы, запросы, отчеты согласно пользовательским историям.

Выводы у меня получились такие.

Первое, если вы только начинаете внедрять Scrum в учебный процесс, то на первую тему выделяйте на 1-2 спринта больше времени, чем это указано в программе. Причина понятна: детям необходимо будет кроме учебного материала еще и саму технологию Скрам осваивать, определяться с ролями в группе. 

Второе, базу данных ребята все-таки сделали, несмотря на то, что им пришлось многое пересматривать из того, что они сначала себе напланировали. И это один из полученных уроков: долговременное планирование не имеет смысла, длинные планы, как правило, проваливаются.

Третий итог касается меня — учителя: стала более понятна сама методология Скрам, ее применение в учебном процессе.

И в-четвертых, будьте готовы к тому, что Скрам вскроет недостатки учебного процесса как со стороны детей, так и с вашей стороны как учителя. Прояснится ситуация с выполнением (точнее, невыполнением) домашнего задания, с работай в группе каждого ученика — кто-то рабочая лошадка, а кто-то просто выезжает за счет других. Выяснится вдруг, что вы их чему-то не научили, а думали, что все в порядке, и т.д. То есть надо готовиться принять все это и начать работать над исправлением.

Оставить ответ